Роспись подносов: мастер-класс и советы по выполнению

Мастерам и мастерицам, любящим не только делать что-то своими руками, но и приятно попить чаю, стоит попробовать сделать роспись подносов. Мастер-класс предлагает несколько вариантов росписей, а также рассказывает об основных этапах создания красивой росписи на подносе. Расписные подносы могут стать хорошим украшением на кухне и на обеденном столе. Его необязательно раскрашивать в традиционном стиле. Поднос может украсить авторская роспись, в которую мастер внесет свою «изюминку» и личное виденье.

Чаще всего роспись делается на металлических подносах круглой или прямоугольной формы, которые можно приобрести в хозяйственных магазинах. Но можно использовать подносы и из других материалов, например, из дерева. Также под поделку можно приспособить старый поднос или противень.



1 2

Разновидности мастерства

Виды росписи зависят от местности происхождения. В каждом городе и в каждой губернии мастера и ремесленники расписывали посуду и другую утварь по-своему, вырабатывая постепенно свой собственный стиль письма. Отмечая особенности в цветах и формах, можно повторить за мастерами традиционную роспись.

Если говорить о подносах, то, пожалуй, первой приходит на ум жостовская роспись из села Жостова, расположенном в Московской области. Известность жостовские подносы получили в XIX веке, когда и купцы, и знать, и интеллигенция России стали пить чай. Подносы с пышными лепестками и листьями на черном фоне стали украшением многих знатных домов, в которых устраивались чаепития. Традиционно роспись наносится масляными красками на подносы из жести.

3 4 5

Жостовские мастера многим обязаны уральским ремесленникам, которые начали  расписывать металлические подносы еще в XVIII веке. Нижнетагильская роспись известна далеко за пределами России и считается предшественницей жостовской. Уральские мастера не только расписывали подносы, но и выковывали их, придавая различные формы. Как правило, на подносах красочно изображали растительность (цветы, ягоды, листья) и бытовые сцены, а также иллюстрации к былинам и сказкам.

6

7 8

Московская роспись появилась в начале XIX века. Она существенно отличается от привычных, традиционных стилей росписи. Для нее характерна большая палитра красок, создающая различные нежные оттенки, переходы и затемнения. Мастера изображают цветы, листья, птиц и целые пейзажи.

9 10 11



Яркая и нарядная роспись, которую узнают даже дети, называется хохломской. Когда и где точно зародилась эта роспись «под позолоту» историки не могут назвать до сих пор. Предполагается, что ее родина – Нижегородская область, а именно город Семенов, который в XVII веке был поселением старообрядцев. Возможно, именно выходцы из этого селения стали первыми хохломскими мастерами.

Хохлома привлекает своей яркостью и пышностью. Для росписи используются краски золотого, черного, красного и желтого цветов, любой из которых может стать основным, фоновым. Также иногда используется зеленая краска для изображения листьев.

12 13

Переходим к уроку

Роспись жестяных подносов, как правило, делается маслом или акриловыми красками. Мастера жостовской росписи используют для своей работы масляные краски, разбавленные льняным маслом и скипидаром.

Акрил также можно использовать, но чтобы поднос блестел и не протирался, роспись по завершении необходимо обязательно покрыть глянцевым лаком в несколько слоев.

Кроме краски, понадобятся также следующие материалы и инструменты:

  • поднос из металла или дерева;
  • натуральные кисти разного размера (широкие, плоские, тонкие);
  • баночка с золотистой краской (позолотой);
  • лак;
  • кракелюр;
  • жидкость для обезжиривания поверхностей;
  • наждачная бумага и грунтовка для деревянных подносов;
  • тряпки.

14

Рассмотрим поэтапно, как можно расписать поднос:

  1. Подготовка. Если поднос из жести, его необходимо отмыть от загрязнений и ржавчины, протереть обезжиривающей жидкостью. Если это деревянный поднос, то его необходимо зашкурить, чтобы избавиться от неровностей и шероховатостей, и покрыть грунтовкой.

Бесцветный поднос необходимо покрасить основной краской (например, черного цвета), которая будет играть роль фона. Цвет фона может зависеть от вида росписи, а также от задумок автора.

15

  1. Нанесение эскиза. Это можно сделать двумя способами: нанести контуры основных деталей рисунка или сделать так называемую замалевку.

Рисунки можно наносить по шаблону или от руки с помощью карандаша. Однако если на деревянном подносе линии будут отчетливо видны, то на жестяном черном подносе будут едва улавливаться. Именно поэтому лучше начинать работу сразу красками. Если нет уверенности в рисовании, то для начала стоит потренироваться на бумаге гуашью.

16

Техника замалевки применяется для росписи жостовскими мастерами. Она заключается в нанесении краски непосредственно на поднос без предварительного эскиза. По сути, это и есть эскиз: широкой кистью отмечают формы и нахождение всех крупных деталей – цветов и листьев. Замалевка, как правило, делается светлыми красками (добавляются белила), чтобы затем можно было придать деталям необходимый цвет и насыщенность.

17

18

Чтобы обозначить переход теней, необходимо наносить краску двух оттенков (светлого и темного) широкими кистями. Таким способом можно расписать поднос цветами в жостовском стиле, например, красивыми пышными маками, как на фотографиях ниже.

19 20 21 22

  1. Прорисовка мелких деталей и теней или выправка. Для этого лучше использовать неширокие и тонкие кисти. Прорисовка зависит от выбранного стиля и может делаться темными красками или, наоборот, светлыми. Жостовские цветы «светятся», то есть обрабатываются белой краской широкими мазками. В московской росписи накладываются тени и прорисовываются мелкие линии и детали. От степени прорисовки зависят «глубина» и выразительность подноса.

23 24 25 26

Также при необходимости сделать тонкий орнамент по бортам подноса. Чаще всего он делается золотистой или белой краской.

27

  1. Сушка росписи. Обычно изделие оставляют в прохладном месте на 24 часа. Лучше сушить естественным способом без применения фена и других средств.
  1. Покрытие лаком. Лакируется поднос в несколько слоев. Во-первых, это поможет выровнять роспись и придать ей блеск, во-вторых, лак защитит краску от старения и механического воздействия.

28

Роспись на деревянных поверхностях можно покрыть кракелюрным лаком, чтобы придать им эффект старины и уюта, как на фото ниже:

29

В зависимости от выбранного стиля росписи можно получить очень красивые и оригинальные подносы, которые будут вносить уют в каждое чаепитие.

Видео по теме статьи

Подробнее о росписи подносов можно посмотреть в видео ниже.



загрузка...

Добавить комментарий